чем вы можете объяснить возросший интерес к грамотности и просвещению в 17 веке? =)
5-9 класс
|
В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.
Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: "Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота широки, а со двора узки", "обещать - по дворянски, а слово держать по-крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ - послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - привоз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что рогатка". Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказывался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Ильей Муромцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья Муромец оказывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют восстание как праздник:
На матушке Волге праздник -
Сходись, голытьба, на праздник.
Готовтесь, бояре на праздник.
Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело определенные и антицерковные тенденции. Оно стало сильнее оказывать влияние на письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века. Усиление влияние народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в семнадцатом веке.
Хотя масса населения крепостной страны продолжало оставаться неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в XVII в. значительно возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие городской жизни, а также системы государственного управления вызвало большую потребность в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского, сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке в России среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%, посадских людей - около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%. Можно предполагать, что во второй половине столетия процент грамотных в различных слоях русского общества был выше, нежели в первой половине. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и других занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государственные учреждения, приказы и тем самым освободиться от тягла. К концу семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450 подьячих. Кроме того, в городах были еще так называемые "площадные подьячие", которые за плату составляли всякие челобитные и другие документы. Грамотными были земские и церковные дьячки, ведшие текущее делопроизводство.
Другие вопросы из категории
интеллигенции,предпринимателя средней руки и представителя крупного капитала
узнать.Представление в таких театров начиналось в 7 часов утра и заканчивалось вечером.
Вопрос:Почему представления проходили днём , а не как сейчас вечером?
Читайте также
возросший интерес к грамотности и просвещению в 17 веке