В чем заключаются особенности развития исторической науки в 20 веке?
5-9 класс
|
До 1917 года историческая наука в нашей стране развивалась свободно на основе всех трех концепций. После 1917 года, особенно с 1930-х когда завершила свое формирование тоталитарная система в СССР, христианская концепция была отвергнута как враждебная, культурно-историческая была запрещена как буржуазная, а рационалистическая была сведена к ее марксистской - ленинской ветви, на основе которой сложился формационный подход в советской исторической науке. Если в европейских демократических странах эта концепция основывалась на либерально-демократических идеях, вытекавших из философии Гегеля, Маркса и других мыслителей, и способствовала свободному развитию исторической науки, то в нашей стране эта концепция тормозила развитию науки.
Теория формации и формационный подход имели положительное значение в исторической науке. Оно в том, что внимание историков впервые было направлено на освещение тяжелого положения людей физического труда, производителей материальных благ. Беднейших слоев - жестокого отношения к ним господствующих классов. Соответственно освещалась классовая борьба - против гнета и эксплуатации, за свержение власти господ, за всеобщее равенство.
Негативные значения формационного подхода в том, что отрицалось значимость всех других концепций и подходов; преувеличивалась роль и значение материальных интересов и объективных законов, классовой борьбы. Причем эта борьба описывалась с позиции только беднейших, неимущих слоев общества, «пролетариев». Отсюда жизнедеятельность крупных собственников, господствующих классов (феодалов, помещиков, дворян, буржуазии) освещалось только как враждебная обществу; недооценивалась роль духовной культуры и человека в истории общества; линейный подход в развитии формации продолжал идею передовых и отсталых народов; европоцентризм, т.е. идея превосходства европейской культуры и европейцев над остальными культурами и народами мира, в том числе и Россией.
В нашей стране негативные значения формационного подхода усиливались тем, что он стал содержанием политики советского государства, его правительство по отношению к истории, науке, культуре. Несогласные с ним ученые преследовались, упорствующие уничтожались.
В середине 30-х гг. был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный И.В. Сталиным и давший образцы формационного подхода, по которым потом, после 30-х гг., была переписана история России и всемирная история, воспитывались поколения советских людей, в том числе историков. Все это надо учитывать, слушая людей старших поколений, читая труды и учебники по истории, изданные до 90-х гг.
Другие вопросы из категории
ПОМОГИТЕ СРОЧНО!!!ПРОШУ!!!
лет прошло между этими событиями?Сколько лет назад исчезло древнеегипетское государство?
Читайте также
6.Назовите наиболее известные храмы XII в.
7.Когда была создана икона "Волынского Богоматерь"
8.В чем заключались особенности развития культуры ?
9. Почему возросло кол-во начальных школ ?
10.Какие предметы изучались в образовательных центрах при дворах князей ?
11.Каковы источники Галицко-Волынской летописи ?
12.Определите особенности Галицко-Волынской летописи
13.Какой фактор сыграл решающую роль в развитии архитектуры ?
14.Что вы знаете о развитии монументальной живописи ?
15. Расскажите о развитии иконописи,книжной миниатюры и скульптуры.
18.Определите основные идеи Галицко-Волныской летописи.
2.В чем заключались особенности пореформенного либерализма?
3.Какие изменения в либеральном движении произошли в 70-х начале 80-х гг?
4.В чём вы видите точки соприкосновения между либералами и консерваторами пореформенной эпохи
Чем отличались черты развития Франции и Германии, в 19 веке?