Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 664 вопросов и 6 445 978 ответов!

В чем заключаются особенности развития исторической науки в 20 веке?

5-9 класс

Akella23 29 авг. 2013 г., 7:25:43 (10 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
Makarik2001
29 авг. 2013 г., 9:39:16 (10 лет назад)

До 1917 года историческая наука в нашей стране развивалась свободно на основе всех трех концепций. После 1917 года, особенно с 1930-х когда завершила свое формирование тоталитарная система в СССР, христианская концепция была отвергнута как враждебная, культурно-историческая была запрещена как буржуазная, а рационалистическая была сведена к ее марксистской - ленинской ветви, на основе которой сложился формационный подход в советской исторической науке. Если в европейских демократических странах эта концепция основывалась на либерально-демократических идеях, вытекавших из философии Гегеля, Маркса и других мыслителей, и способствовала свободному развитию исторической науки, то в нашей стране эта концепция тормозила развитию науки. 

Теория формации и формационный подход имели положительное значение в исторической науке. Оно в том, что внимание историков впервые было направлено на освещение тяжелого положения людей физического труда, производителей материальных благ. Беднейших слоев - жестокого отношения к ним господствующих классов. Соответственно освещалась классовая борьба - против гнета и эксплуатации, за свержение власти господ, за всеобщее равенство. 

Негативные значения формационного подхода в том, что отрицалось значимость всех других концепций и подходов; преувеличивалась роль и значение материальных интересов и объективных законов, классовой борьбы. Причем эта борьба описывалась с позиции только беднейших, неимущих слоев общества, «пролетариев». Отсюда жизнедеятельность крупных собственников, господствующих классов (феодалов, помещиков, дворян, буржуазии) освещалось только как враждебная обществу; недооценивалась роль духовной культуры и человека в истории общества; линейный подход в развитии формации продолжал идею передовых и отсталых народов; европоцентризм, т.е. идея превосходства европейской культуры и европейцев над остальными культурами и народами мира, в том числе и Россией. 

В нашей стране негативные значения формационного подхода усиливались тем, что он стал содержанием политики советского государства, его правительство по отношению к истории, науке, культуре. Несогласные с ним ученые преследовались, упорствующие уничтожались. 

В середине 30-х гг. был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный И.В. Сталиным и давший образцы формационного подхода, по которым потом, после 30-х гг., была переписана история России и всемирная история, воспитывались поколения советских людей, в том числе историков. Все это надо учитывать, слушая людей старших поколений, читая труды и учебники по истории, изданные до 90-х гг. 

Ответить

Другие вопросы из категории

Читайте также

История Украины ( 7 класс.авторы В.А СМОЛИЙ.В.С СТЕПАНКОВ ) (Культура Галицко-Волныского государства)

6.Назовите наиболее известные храмы XII в.
7.Когда была создана икона "Волынского Богоматерь"
8.В чем заключались особенности развития культуры ?
9. Почему возросло кол-во начальных школ ?
10.Какие предметы изучались в образовательных центрах при дворах князей ?
11.Каковы источники Галицко-Волынской летописи ?
12.Определите особенности Галицко-Волынской летописи
13.Какой фактор сыграл решающую роль в развитии архитектуры ?
14.Что вы знаете о развитии монументальной живописи ?
15. Расскажите о развитии иконописи,книжной миниатюры и скульптуры.
18.Определите основные идеи Галицко-Волныской летописи.

1.Кто такие либералы? Чем либералы отличаются от консерваторов?

2.В чем заключались особенности пореформенного либерализма?
3.Какие изменения в либеральном движении произошли в 70-х начале 80-х гг?
4.В чём вы видите точки соприкосновения между либералами и консерваторами пореформенной эпохи

Общие черты развития в XIV ( 19 ) веке Германии и Франции.

Чем отличались черты развития Франции и Германии, в 19 веке?



Вы находитесь на странице вопроса "В чем заключаются особенности развития исторической науки в 20 веке?", категории "история". Данный вопрос относится к разделу "5-9" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "история". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.