назовите характерные черты эпохи просвещения
5-9 класс
|
Культура эпохи европейского Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий) . Деизм как учение свободомыслия открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж. -Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б. Франклин и Т. Джефферсон в Америке и многие другие просветители) иронически относились к присущим христианству откровению и преданию, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от церковного учения и слепой исторической веры и вывести ее из естественного знания. Во-вторых, апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примет Франции. В. Впоследствии патриотизм утратил свое значение в государственной жизни, так что «с самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской.. . тогда идеалом считаются скорее абстрактный «человек» , но отнюдь неродина» (Э. Фагэ) . В-третьих, культуре эпохи Просвещения присуща так называемая «научность» . Разумеется, определенный «научный дух» проявлялся, и в XVII столетии, но тогда под ним понимали прогресс в области метафизических, математических и теологических исследований. Это оказалось возможным только благодаря бескорыстной любви к чисто интеллектуальным видам знания, примером которой служат гениальные творения Паскаля и Декарта. Расцвет математики мало-помалу способствовал развитию естественных наук. Поэтому к началу XVIII в. естествознание, освободившись от перипатетизма, переживало своеобразное возрождение благодаря трудам выдающихся ученых. Наиболее характерной чертой ученых середины XIII в. , по сравнению с предшествующими им научными поколениями было ясное убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. В-четвертых, с «научным духом» связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм (недаром Просвещение называют веком разума) . Сам термин «Просвещение» , которым обозначился разрыве прошлым, входивший в намерения «философов» , на самом деле не обозначают разрыва, но обнаружил интересную мимикрию. Здесь напрашивается сравнение Евангелия от Иоанна с подлинной сущностью Просвещения. Главные протагонисты естественной религии (деизма) хотели провозгласить новое Евангелие, евангелие разума, сводившееся только к человеческому разуму. В свете этого понятно, почему борьба просветителей с религией выливалась в продолжение религиозных войн. Именно из науки, особенно математики, по мнению ряда ученых (Дж. Кларк и др.) , рационализм перекочевал в мировоззренческие и политические системы. Идеологи Просвещения верили, что именно с4 года назад
Другие вопросы из категории
Читайте также
2.В чём заключается значение идей просветителей для XVII в. и для нашего времени? Заполните таблицу " Основные идеи просветителей".
|Просветители| Cтрана| Основные идеи|
народных выступлений той эпохи самым разрушительным и кровавым был бунт Разина. Донской
атаман Степан Разин совершил разбойный поход на Каспийское море. Казачье войско разграбило
несколько провинций на южном берегу Каспия и нанесло поражение персидскому флоту. Разин
обещал народу волю и призывал к поголовному истреблению бояр и чиновников. Мятежных
казаков поддержали нерусские народности Среднего и Нижнего Поволжья. Восстание охватило
огромную территорию… Мятеж Разина сопровождался истреблением дворян и приказных людей.
В ответ власти казнили много тысяч повстанцев. Самозванческая интрига не получила развития в
движении Разина и не привела к расколу российского дворянства, из-за чего бунт казаков так и не
превратился в гражданскую войну» .
С 1. К какому веку относится описанное в документе событие? Что дало основание автору назвать
время правления Алексея Михайловича « бунташным временем» ?
С 2. На основе текста документа и знаний по истории назовите характерные черты выступления С.
Разина. Укажите не менее 3 черт.
С 3. Почему, по мнению историка, восстание не переросло в гражданскую войну? Назовите не
менее 2 причин