какова роль н.г чернышевского в революционном движении
5-9 класс
|
Деятельность революционеров была связана с теорией "общинного социализма", разработанной А.И. Герценым. Идейным вдохновителем революционного движения стал Н.Г. Чернышевский, который выступал за крестьянскую революцию и создание революционной организации.
В эпоху, когда жил и творил Чернышевский, изменился характер и тип русской интеллигенции, ибо изменился ее социальный состав. Если в 40-е годы она состояла в основном из дворян, то в 60-е она стала разночинной. Феномен общественного мнения - дости жение 60-х годов, его еще не было в 40-е - время свободно мыслящих одиночек, объединявшихся в небольшие кружки. Разночинцы сыграли в российском обществе роль закваски, вызвав могучее брожение, которое в конце концов привело к революции. Большинство разночинцев с детства знали, что такое унижения, голод и нужда.Интересно отметить, что немало интеллигентов этого нового поколения вышло из духовного сословия. Сыновья священников, бывшие семинаристы Чернышевский и Добролюбов стали нигилистами и глашатаями революционных идей.
Чернышевский был не только идейным вождем разночинной интеллигенции, он сделал неоценимый вклад в нравственный капитал эпохи. Современники единодушно отмечают высокие нравственные качества этого «нигилиста» и «утилитариста». Он с героическим смирением вынес каторгу и ссылку. Этот апологет практической пользы и популяризатор теории «разумного эгоизма» говорил: я борюсь за свободу, но я не хочу свободы для себя, чтобы не подумали, будто я борюсь из корыстных целей.
Круг интересов Чернышевского был чрезвычайно широк: он изучал философию, естественные науки, политическую экономию, историю, знал европейские языки. Однако культурный уровень Чернышевского, как и у большинства разночинцев, был гораздо ниже уровня культуры и образования идеалистов 40-х годов. Таковы во все времена неизбежные издержки процесса демократизации! Его мысль, облеченная в тяжеловесную и малоизящную форму, заставляла задуматься лучшие умы не только в России, но и в просвещенной Европе.Маркс специально занялся русским языком, чтобы прочесть работы Чернышевского по экономике.
Несмотря на идейную преемственность, поколение разночинцев резко отличалось от предыдущих вольнодумцев из дворян. Порой между ними пролегала непроходимая пропасть, которую разночинцы сами же углубляли. Это хорошо видно, если сравнить Чернышевского и Герцена. Хотя их связывало общее дело и самое искреннее дружеское расположение, они никогда не могли быть полностью единодушны. Разночинцы 60-х годов не признавали свободной творческой игры избыточных сил, их «реализм» был беден, их сознание было предельно сужено и сосредоточено на том, что представлялось им главным. Их характерной чертой становится аскетизм, унаследованный всеми следующими поколениями революционеров.Борцы за всеобщее счастье, которые вдохновлялись идеями Чернышевского, были безбожниками и при этом аскетами, они сознательно отказывались от надежд на потустороннюю жизнь, а при этом в земной жизни выбирали лишения, тюрьмы, преследования и смерть.В глазах радикально настроенной молодежи эти люди выгодно отличались от тех лицемерных христиан, которые прочно держались за земные блага и смиренно рассчитывали на вознаграждение в будущей жизни.Чернышевский отнюдь не был лишь рупором их идей,который из тихого уютного кабинета вдохновлял их на жертвенный подвиг, он был одним из них.
Другие вопросы из категории
запишите цифры, под которыми они указаны. 1)«Союз русского народа» 2)«Союз 17 октября» 3)Партия социалистов-революционеров 4)Партия конституционных демократов 5)Российская социал-демократическая рабочая партия
Сравните черты советской культуры в 1920-х и 1930-х гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия. 1)создание общегосударственных отраслевых творческих союзов 2)деятельность негосударственных издательств, редакций журналов и газет 3)государственное финансирование деятельности научных организаций 4)государственная поддержка деятельности кинематографа и театра
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям истории СССР периода 1985–1991 гг. 1) перестройка; 2) выборы на альтернативной основе; 3) федеральные округа; 4) референдум; 5) парад суверенитетов. Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Сосуды и бусы из______________________
Брёвна из ливанского__________________
"Живой товар"_________________________
Оливковое____________________________
Виноградное__________________________
Читайте также
2)какова роль Чернышевского в революционером движении?
3)дайте характеристику деятельности организации "земля и воля"
4)в чем сходство и в чем различия взглядов Бакунина , Лаврова , Ткачева?
5)определите характерные черты народничества
народа в изгнании из страны иноземных захвадчиков и ликвидации смуты?
3.какое событие можно считать началом конца Смутного времени?