Какая основная идея философской школы Легизма эпохи Чжаньго(Воюющих царст)?
5-9 класс
|
редтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун, с именем которого связывается представление о первых серьёзных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. К стану легистов обычно причисляют всех видных министров-реформаторов чжоуского Китая. Культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя — вот основной тезис легизма[1].
Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Основные идеи школы:
Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.
Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берёт власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».
Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Легизм разделился на ранний и поздний. Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.
Другие вопросы из категории
Читайте также
(альтернативные) предложения при подготовке реформы?
Как были практически решены эти вопросы при проведении реформы 1861г?
Ответ на первый вопрос я знаю. С землей освобождать крестьян или без.
А мне нужен ответ на второй вопрос
6)Какая техника обработки камня складывается в эпоху неолита?
7)Укажите основную тему наскальных рисунков
религия зародилась на их земле. Они изобретатели «ноля», сахара и хлопча-тобумажных тканей. Воплощение в искусстве идеи плодородия.
2. Отличные мореплаватели и купцы, не стесня-лись заниматься и морским пиратством. Одно из названий им дали древние греки – «красящие в багряный цвет». Изобретатели того, чем мы поль-зуемся и сейчас, например, при письме, но в несколько изменённом виде.
3. Философские школы, театр, демократия, боги и герои, кораблестроение.