Каково значение Гражданской войны в истории нашей страны?
10-11 класс
|
Из наиболее важных причин Гражданской войны в современной историографии принято выделять сохранявшиеся в России и после Февральской революции социальные, политические и национально-этнические противоречия. [2] Прежде всего, к октябрю 1917 года оставались нерешёнными такие насущные вопросы, как вопрос окончания войны и аграрный вопрос.
Пролетарская революция рассматривалась лидерами большевиков как «разрыв гражданского мира», [11][12] разом с которой должна начаться «гражданская война» , как проявление «острой» , «высшей» фазы современной классовой борьбы — борьбы международного пролетариата (у которого и отечества-то нет) [13] и буржуазии. [14] Поэтому большевики не только были готовы, в силу теоретических постулатов своего учения, к ведению «гражданской войны» , но даже желали приблизить её начало, выдвинув в 1914 году лозунг «Превратим империалистическую войну в войну гражданскую!». [15][16] И хотя после победы Февральской революции Ленин снял лозунг о гражданской войне, [17][18] в надежде что Временное правительство и буржуазия добровольно вручат власть большевикам, [19] однако, как пишет историк проф. Колоницкий, культурно и психологически большевики и после снятия данного тезиса готовы были начать гражданскую войну ради превращения мировой войны в мировую революцию [17], и уже к сентябрю 1917 года курс на «вооружённое восстание» и на «гражданскую войну» был возвращён. [14]
Другие вопросы из категории
А2. Результатом принятия Соборного уложения 1649 г. стало
(-а; 1) окончательное юридическое оформление крепостного права
2) введение «заповедных лет»
3) значительное расширение прав Земского собора
4) отмена крепостного права в России
А3. Время правления Михаила Романова
1) 1613-1645гг
2) 1725-1727гг
3) 1645 -16776гг
4) 1796-1801гг
А4. Мировоззрение славянофилов основывалось на
1) идее об особом пути развития России
2) учении французских просветителей
3) теориях западноевропейского утопического социализма
4) отрицании религии
А 5. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком событии XIXв. идёт речь. «Николай Иванович Цебриков... жертва случая... Ничего не зная, приехал в Петербург, чтобы погулять на праздниках с товарищами полка, стоявшего на Васильевском острове. Подъехав... к Конногвардейскому манежу и видя толпу народа, он выскочил из саней и спрашивал, что случилось. Вдруг видит: бежит мимо манежа на Сенатскую площадь гвардейский экипаж, впереди офицеры с обнажёнными саблями. Цебриков знал многих из них, потому что родной его брат служил в экипаже. Он закричал им: "Куда вас черт несёт, карбонары!" Это подслушал какой-то квартальный и донёс, что Цебриков кричал: "В каре против кавалерии!"»
1) выступление декабристов
2) гражданская казнь петрашевцев
3) убийство Александра IIнародовольцами
4) общероссийская политическая стачка
В1. Расположите следующие события в хронологической последовательности 1)отмена крепостного права
2)Соборное уложение
3) опричнина
4)военные поселения
В2. Какие три из перечисленных понятий характеризуют проведение реформ 1860 — 1870-х гг.?.
1) присяжные заседатели
2) полюдье
3) подворная подать
4) Учредительное собрание
5) выкупные платежи
6) всеобщая воинская повинность
В3. Установите соответствие между названиями периодов российской истории и датами, относящимися к этим периодам. ПЕРИОДЫ ДАТЫ
А) николаевское правление
1) 1565 — 1572 гг.
Б) «золотой век дворянства»
2) 1730 —1740 гг.
В) «бироновщина»
3) 1762 — 1796 гг.
Г) опричнина
4) 1825 - 1855 гг
5) 1861 - 1881 гг.
В4. Прочитайте отрывок из сочинения историка
А.Каменского и назовите правителя, о котором идет речь. «В самом конце 1761 года на российский престол поднялся 35-летний человек — нервный, впечатлительный, невоздержанный в своих порывах и увлечениях. Он не знал и не любил страну, которой ему предстояло править, и ему в голову не приходило, что по отношению к этой стране у него есть какие-то обязанности, а ее народ — не просто толпа подданных. Вырвавшись из клетки, где его держали практически всю сознательную жизнь, он впервые ощутил себя императором, самодержцем с безграничной властью и упивался свободой, возможностью жить и царствовать по своему хотению».
С1.Назовите не менее двух направлений внутренней политики Анны Иоанновны. Приведите не менее трех примеров мероприятий Анны Иоанновны, относящихся к названным направлениям С2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Во второй половине XVIIIв. в Россию стали проникать идеи политики «просвещённого абсолютизма». В чём сущность этой политики? Кто из монархов проводил в России такую политику? В чём выразилась противоречивость такой политики? Укажите не менее трёх противоречий.
Сравните родовую и соседскую общину у древних славян.
Общее:
Различия:
родовая:
соседская:
Читайте также
2. Охарактеризуйте цели белого движения. Было ли оно единым? При подготовке ответа используйте документы.
3. Охарактеризуйте причины перехода к политике военного коммунизма, ее сущность и значение.
4. Расскажите об особенностях Гражданской войны на национальных окраинах России.
5. Выделите основные периоды Гражданской войны, предварительно определив критерии для их обозначения. Подготовьте развернутый план ответа по теме: «Периодизация Гражданской войны».
6. Охарактеризуйте позицию и роль крестьянства в Гражданской войне.
7. Какова роль интервенции в развитии событий Гражданской войны?
8. Назовите причины победы красных и поражения белых в Гражданской войне.
9. Сформулируйте тезисы ответа по теме: «Итоги Гражданской войны».
по таким вопросам:
1) Что такое Г.В. для нашего поколения?
2) Какие причины вызвали Г.В. и можно было ли ее избежать?
3) Почему победили красные и почему проиграли белые?
4) Кто виновник Г.В.?
5) Можно ли Г.В. назвать справедливой?
6) Можно ли себе представить такой праздник как День Г.В.?
2) Территория, которая стала местом вооруженного противостояния между странами с просоветским режимом.
3) Территория, на которую посягала Ливия.
4) Страна, на территории которой с момента провозглашенной независимости и до 2002 года шла гражданская война, которая усиливалась вооруженным вмешательствами ЮАР, Кубы и СССР.
5) Страна, на территории которой действовали украинские подразделения в составе войск ООН для поддержания мира.
Варианты ответов:
а) Сьерра-Леоне
б)Чад
в)Эфиопия
г)Конго
д)Ангола
е)Алжир
последствия Гражданской войны?
2. Расскажите о первых столкновениях Руси с монголо-татарами.
3. Когда и как произошло установление монголо-татарского ига на Руси.
4. Угроза с Запада и результаты противостояния.
5. Как шла борьба против завоевателей Руси в XIII – XIV веках?
6. Что происходит в истории нашей страны в начале XIV века?
7. Политическая борьба на северо-западе Руси после смерти Александра Невского.
8. Расскажите о правлении Ивана I Калиты.
9. От Ивана I до Дмитрия Донского.
10. Куликовская битва и её историческое значение.
11. Иван III и его политика по централизации государства.
12. Развитие культуры Руси в XI – XIV веках.
13. Реформы Избранной рады.
14. Опричнина и её историческое значение для развития России?
15. Внешняя политика Ивана IV